Культура – это мир созданный человеком, поэтому для культуролога человек – творец активно-преобразующей деятельности с присущими ей смыслами, т.е. значениями, ценностями, нормами, идеалами (и в этом  отличие от общефилософской и социологической специфики познания человеком самого себя).
Наука культурология осмысливает культуру в целом - от мелких особенностей быта до величайших достижений в области техники и науки, рассматривает человека во всем многообразии его связей с миром природы, миром социума, миром физического и духовного бытия людей. Поэтому для нее характерен системный подход к явлениям культурной жизни человечества. В связи с этим она  представляет собой синтез гуманитарного знания, особый сплав наук, дающий качественно новое знание о человеке. 
И это обуславливает тесное взаимодействие культурологии с другими науками. Междисциплинарные связи культурологии можно проследить в ее структуре, интегрирующей гуманитарные науки. Относительно самостоятельные, но объединенные в целое, разделы культурологии имеют  свои сферы исследования, категориальный аппарат, специфичные методы и языки описания и соприкасаются с определенным кругом гуманитарных дисциплин (следующий текст мелким шрифтом– к сведению и для любознательных).
1. История мировой и отечественной культуры исследует проблемы генезиса культуры, особенности трансляции культурного наследия, что приводит к пониманию преемственности как закона социокультурного развития; открывая уникальность и оригинальность отдельных культур, она выявляет их взаимосвязь и взаимозависимость, но и их различия во времени и пространстве.
Этот раздел науки связан с всеобщей историей, историей естествознания и техники, историей искусства, морали, права и философии, историей социокультурных общностей и социальных институтов. С историей культуры тесно взаимодействуют археология, историография и источниковедение, историческая психология, семиотика и социолингвистика.
2. История культурологических теорий исследует концепции и взгляды на культуру и ее развитие различных ученых, известных деятелей в области искусства, религиозных и общественных деятелей. Помимо упомянутых уже Дж. Вико, И.Г. Гердера и Г.В.Ф. Гегеля, свой вклад в становление и развитие культурологии внесли Э. Тайлор, Д. Фрезер, О. Шпенглер, Н. Данилевский, А. Тойнби, М. Вебер, Ф. Ницше, Э. Фромм, И. Хейзинга и др.
Материалы архивов и документы, научные труды и биографии ярких представителей культуры передают нам картину и дух эпохи, жизненный путь мыслителя в конкретном культурном пространстве, его личное мировосприятие и мотивы творчества. И даже субъективизм взглядов и оценок, который можно обнаружить в трудах ученых и мыслителей, не умаляет их вклада в развитие культурологического знания.     
3. Философия культуры исследует сущность культуры на наиболее высоком уровне обобщения, оперируя предельно широкими и всеобщими категориями. Она рассматривает взаимодействие культуры и общества, культуры и человека в системе бытия, оперируя такими категориями, как пространство и время, объект и субъект культуры, деятельность и способ деятельности, монолог и диалог и др.
В сфере философии культуры рассматриваются ценности, их социокультурная обусловленность и индивидуальная неповторимость, влияние ценностных ориентаций на жизнедеятельность личности.
Этот раздел культурологии взаимосвязан с философией истории, религии, права, с этикой и эстетикой.
4. Теория культуры рассматривается как «ядро» культурологии, поскольку в ее рамках исследуется понятие, морфология и функции культуры как целостного общественного явления. Она изучает этническое и региональное своеобразие культур, особенности национального характера и менталитета. В процессе этих исследований происходит взаимодействие с археологией, этнографией, фольклористикой, экономикой, психологией и этнопедагогикой.
В теории культуры анализируется процессы передачи опыта от поколения к поколению посредством многообразных средств массовой коммуникации (устные традиции, системы письменности и т.д. вплоть до современного Интернета и сотовой связи); выявляются особенности их влияния на культуру. В изучении этих проблем требуется обращение к истории и психологии, информатике и семиотике, социолингвистике и др.
Междисциплинарные связи с экологией, экономикой, медициной, демографией способствуют исследованию взаимоотношений культуры и природы, формированию экологического сознания и в целом экологии культуры.     
5. Социология культуры  обращается к проблемам социодинамики культуры, к реальным процессам ее функционирования, выявляя зависимость процессов социальных связей и культурных коммуникаций от различных форм общности людей в данной культуре. Она исследует деятельность социальных институтов, их место и роль в обществе; анализирует культурные последствия реформ в области экономики и политики, миграции населения и межнациональных конфликтов. Эта наука имеет прямое отношение к выработке культурной политики государства.
Усложнение социальной структуры общества (особенно это касается современного российского общества) обуславливает необходимость ее тщательного анализа: изучения процессов образования и распространения субкультур, образа жизни различных социокультурных групп и их ценностных ориентаций. Исследования в области социологии культуры раскрывают роль культуры в поддержании целостности и стабильности общества.
Индустриальная и постиндустриальная урбанизации привели к распространению девиантных (отклоняющихся) форм поведения – организованной преступности (мафиозных групп), наркомании, проституции, которые также входят в предмет исследования социологии культуры.   
Междисциплинарные связи социологии культуры устанавливаются с многими социологическими теориями, обобщающими практику жизнедеятельности людей в различных сферах: права и политики, искусства и морали, досуга и массовых коммуникаций, науки и образования, брака и семьи и др.
6. Культурная антропология  в структуре культурологии исследует процесс взаимоотношений, взаимообусловленности культуры и человека. Для понимания современности оказывается важным исследование  категорий и понятий, которые существуют во всех культурах и через которые проходит жизненный путь личности: «Жизнь» и «Смерть», «Тело» и «Душа», «Мужчина и «Женщина», «Дом» и «Работа», «Игра», «Секс» и др. Как указывает известный специалист в области культуры С.Н. Иконникова,  «…традиции домашней жизни, гостеприимство и кулинарные особенности, «семейный очаг», комфорт и уют, психологический климат семьи и соседских отношений, распорядок жизни в будни и праздники, правовые и моральные рамки поведения, уклады народной жизни, специфика жилища и интерьера, оснащенность техническими средствами и многое другое могут стать объектами культурантропологического анализа, ибо главным во всем этом многообразном комплексе является человек как «устроитель» и организатор жизни…Мотивы контактов, способности понимания, язык мимики, взгляда, позы, жестов и слов, цветовые особенности костюма, знаки, модели и стратегии общения, дистанции и барьеры, нормы и запреты, конфликты и способы их разрешения – все это приобретает особый смысл в культуре разных народов».
Составной характер культуры как предмета научного исследования позволяет наряду с теоретической культурологией выделить и прикладную культурологию. И если на фундаментальном уровне решается задача познания законов, структуры в «чистом» виде, то прикладной уровень предполагает применение результатов науки для достижения практических эффектов в разных областях социального взаимодействия. Так, в прикладной культурологии формируются и развиваются различные научные направления: теория культурной политики и деятельности культурных институтов, социокультурное прогнозирование, проектирование и регулирование, социокультурные аспекты образования, социализация и инкультурация личности, охрана культурного наследия, музееведение и краеведение и др.