Содержание современного этапа реформирования России определяется объективными потребностями принятия новой модели общественного устройства. Господствующий десятилетиями в стране принцип "социоцентризма" определял мощное воздействие государства и его органов управления на социальную систему, сверхмонопольное производство и отсутствие свободной конкуренции, что в итоге оказалось крайне неэффективным. Общество охватил кризис, который затронул политическую, экономическую и духовную сферу. Перестройка общественной жизни означала развязывание инициативы людей, поиск новых идей и методов, средств и способов деятельности.
Основными средствами глубоких и радикальных изменений являются смешанная экономика, динамически изменяющееся гражданское общество, политический и идеологический плюрализм, станов-
реальных прав и свобод личности, что означает качественное изменение сложившейся совокупности общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. Разные формы собственности порождают уклады жизни, сопровождающиеся становлением соответствующей морали, новых ценностных ориентаций, норм и правил жизни. Т.о. реформирование общества означает в более широком аспекте изменения практически всех сфер и областей культуры современного российского общества.
Особенности современной социокультурной жизни. Ее отличает высокая степень динамизма и напряженности: разрушаются ключевые элементы, на которых держались ее предыдущие порядки, а общепринятые основания новых форм социальных отношений еще не сложились. В условиях, когда еще не достигнуто согласие людей по коренным вопросам социального и политического переустройства, либерализация цен, обвальная приватизация, а также отказ от традиционной роли государства, которое обеспечивало не только целостность и единство страны, но и духовное развитие входящих в нее народов, приводят к издержкам и потерям во всех социокультурных процессах.
В ходе реформирования в обществе происходит резкая поляризация населения под давлением социально-экономических преобразований. Исследователи отмечают, что реформы принесли улучшение 10 - 15 % населения: слои "новых русских" составляют коммерсанты и предприниматели, высококвалифицированные специалисты производства и часть интеллигенции, бюрократическая верхушка и мафиозная прослойка общества. Не имея затруднений материального плана, эти группы тем не менее испытывают психологический дискомфорт, так как им не гарантировано сохранение их завоеваний и интересов, они не уверены в стабильности существующего порядка. На другом полюсе, составляющем по оценкам специалистов от 15 до 20 % населения, находятся многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры, беженцы, инвалиды и сироты, а также безработные люмпены.
Для этой и другой большой группы населения, включающих работников бюджетных отраслей, работников низкой и средней квалификации, большинство молодежи, военных, не имеющих гражданской специальности и пенсионеров, характерны существенные изменения в морально-психологических сторонах сознания. Они связаны с отсутствием перспектив на будущее, что порождает чувство собственного бессилия, апатию, а потеря позитивного взгляда на жизнь ведет к политической индеферентности или скептицизму. Это вызывает у многих россиян две наиболее распространенные реакции: общую деморализацию части населения, уходящую в пьянство и наркоманию, и агрессию, как типичное поведение многих людей, нередко проявляющуюся как противоправное и криминальное поведение.
Эти явления вызваны колоссальной ломкой старых ценностей культуры, стереотипов мышления и поведения, существовавших на протяжении десятилетий, в связи с переносом на почву русской культуры идей рыночной экономики, правового государства, парламентской демократии и др., имеющих качественно другую собственную социокультурную основу. Как отмечают исследователи "...постсоветский человек отторгнув большинство ценностей коммунистической эпохи, нередко ощущает себя вне истории - как отечественной, так и мировой, ...начинает свою жизнь как бы с нуля, с той лишь разницей, что советского человека насильственно отлучали от отечественной традиции и мирового опыта, а постсоветский человек еще не успел обрести внутреннюю связь ни со "своей" старой традицией, ни с "чужой" (зарубежным опытом).
Поверхностное, некритическое восприятие и усвоение западного опыта в совокупности с отсутствием подлинной готовности общества и каждой значимой личности правильно принять модернизацию, порождает у многих неограниченную жажду потребительства и личностного достижения. Место недавней политизации и идеологизации занимает в настоящее время грубая коммерциализация всех сфер жизни, в том числе и таких, которые никогда не были источником доходов ни в одной стране мира. А ведь для традиционной русской культуре чисто материальные интересы и стимулы, а также стремление индивидов к личной выгоде никогда не были характерны, напротив, преобладали цен-
ности коллективизма и духовно-нравственной жизни.
На самом высоком уровне кризисные явления в социокультурной сфере проявляются как отсутствие некой объединяющей социальной идеи, которая может стать толчком к дальнейшему осмыслению социального творчества народа. Согласно данным социологических исследований более половины населения - 54 % не верит ни в одну из социальных доктрин; более 10 % признают прогрессивность буржуазного общества; а 15 % считают, что у капитализма равно и недостатков и преимуществ. При значительном уменьшении сферы социального в настоящее время возрастает значение сугубо индивидуалистических ценностей, что имеет специфическую особенность, которую исследователи отличают таким образом: "ориентация на частную жизнь, на благополучие семьи и достаток при слабо выраженной, остающейся на периферии сознания ориентации на собственность".
Исследователи считают, что люди не считают для себя сколько-нибудь значимым такие ценности как прогресс, равенство, терпимость; крайне слабо актуализированы ценности профессионализма, и понятно, что "высокий рейтинг труда очень мало связан с содержание этого труда, его качеством, уровнем мастерства, представлением о жизненном призвании и самоутверждении". А ведь если рост человеческих потребностей не сочетается с ростом потребностей в новых видах труда, воспроизводства, квалификации, то несоответствие это порождает потоки дезорганизации и конфликты.
Закономерным видится в условиях размывания ценностных ориентаций в обществе распространение религиозной идеологии, которая заполняет образовавшуюся духовную пустоту в тот момент, когда усиливается потребность человека в духовном. Общий процесс религиозного возрождения затронул не только традиционные конфессии, но вызвал к жизни в России многочисленные секты.
Современное состояние культуры России нельзя считать безысходным: оно достаточно типично для кризисных, переменных этапов жизни общества; к тому же гуманистический потенциал русской культуры достаточно высок для преодоления негативных тенденций в обществе и культуре. Ведущие культурологи страны указывают, что "происходящие в России процессы модернизации общества и культуры сопровождаются активными действиями социальных классов и групп, направленными на изменение жизненных условий и поисками способов и средств адаптации к подобным изменениям". Это закономерно, так как неустойчивость состояния экономических и социальных отношений, противоречие жизненных основ различных социокультурных групп порождают серьезные проблемы в деятельности основных институтов воспроизводства ценностей и норм культуры (семья, школа и др.)в стране, надежды на их социализирующую роль в этот период иллюзорны.
Проблема в том, что в предыдущий исторический период сформировался специфический социокультурный тип личности, который требует модификации в период изменений; он вобрал в себя как традиционные черты русского человека так и негативные, взросшие на основе их в советский период, такие как уравнительность и иждевенчество, социальная пассивность и безответственность, ориентация на прекрасное будущее и отношение к настоящему как к чему-то не стоящему внимания. Результаты социологических и социально-психологических исследований свидетельствуют о складывании новообразований в сознании и поведении различных групп населения в ходе развития рынка. Все чаще на первое место выдвигаются ценности потребления, что особенно характерно для молодежной среды; ярче проявляется направленность на личную выгоду в различных жизненных ситуациях. Одной из главных побудительных сил деловой активности, наряду с желанием разбогатеть, становится желание выделиться, стремление к элитарности. Эти приметы времени, а также интенсивное "размывание" в сознании людей простых норм нравственности, таких как доброта, , вежливость милосердие, порядочность, честность, ответственность, ставят проблему нейтрализации негативных последствий этих процессов. Несоответствие между сформировавшимися ценностями и объективными условиями воспроизводства государства и общества препятствует процессам модернизации.
Исследователи подчеркивают: время требует качественно нового типа личности, имеющей высокий уровень мотиваций, осознающую самоценность индивидуальной свободы, которая по-разному реализуется в политике, экономике, духовной сфере. В отношениях внутри гражданского общества свобода выражается как равенство в свободе равных; в отношении личности и государства как равенство перед законом, гарантирующим не противоречащую ему свободу частной и публичной деятельности; в отношении к различиям, к многообразию общественной жизни - как терпимость ко всему не отрицающему терпимость; наконец, в экономических отношениях - как признание частной собственности в качестве условия свободного развития человека.
С точки зрения психологической готовности к преобразованиям необходимо культивировать такие особенности личности, как: хороший запас физической энергии, высокий уровень психологической мотивации к улучшению своей жизни: готовность рисковать; опору на свои силы; хорошую стартовую позицию, обеспеченную в разном сочетании образованием, семейным воспитанием, связями.
1.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-02-25 19:28:49
Страница: 1