3. Предложенные ранее для анализа модели указывают на универсальные детерминанты динамики культуры, но чтобы разобраться в конкретной «картине» изменений, необходимо выявить механизмы реализации ее – т.е. взятые в целом факторы, условия проявления и способы осуществления культурной динамики. В качестве проявления ее рассматриваются те изменения, которые доступны наблюдениям на обыденном и специализированном уровнях (то есть конкретному индивиду - обывателю, и ученому). В, частности, это временные изменения, которые фиксируются учеными в различных масштабах (см. Моль А. Социодинамика культуры):
- макромасштабные изменения происходят в период 100 лет и более (смена общественных формаций и династий, изменений языка и традиций и др.);
- среднемасштабные изменения происходят в периоды 25 – 30 лет (смена поколений, моды и др.), 48 – 55 лет (колебания в экономических процессах);
- микромасштабные изменения происходят в период до 25 лет (в жизни группы, индивида)
Уже на самой ранней стадии становления человеческие коллективы, адаптируясь в конкретных природных условиях своего существования, происходил процесс порождения культурных форм (вещей, символов, языков обмена информацией, социальных структур и др.) – своеобразных «клеточек» тела культуры. В качестве их выступали открытия (новые факты о мире, ранее неизвестные человеку) и изобретения (новые комбинации известных культурных комплексов, элементов).
Исходя из новых положений, выдвинутых синэргетикой, в открытых неравновесных системах, к которым относится и социальная, в результате случайных воздействий происходит самоорганизация. Изменения, возникающие в процессе саморазвития общества, называются эндогенными (внутренние). Формы их:
1. спорадические, стихийные;
2. возникающие путем проб и ошибок (поиск); 3.возникающие в процессе сознательной деятельности (разработка принципиально новых проектов, процессов, подходов, инноваций).
Распространение культурных форм на другие культуры, вызывало изменения в последних. Такие изменения, обусловленные взаимодействием культур называются экзогенными (или кросскультурными). Распространение их возможно разными способами: культурное заимствование (целенаправленно подражание); культурная диффузия (стихийное распространение, взаимное проникновение культурных черт и комплексов при соприкосновении обществ, культур). Формы экзогенных изменения: 1. добровольные заимствования. Те элементы культуры, которые позволяют решать собственные проблемы и способствуют эволюции на основе избирательности, как механизме социальной селекции культуры, заимствуются органически и вписываются, не деформируя первооснов культуры (что не исключает конфликтности, учитывая, что культура обладает социальным иммунитетом);
2. вынужденные заимствования. Принятие новой культуры как условие включения в иную социокультурную среду (пример тому мигранты); принудительные заимствования. Происходят в результате порабощения страны либо установления господства одной социальной группы над другими.
Рассматривая механизмы культурной динамики, необходимо говорить о направленности процесса изменений. Так, поступательное движение культуры вперед, представляющее собой процесс последовательного усложнения структуры социокультурной системы, сопровождающегося усилением дифференцированности и специализированности ее подсистем и элементов обозначается понятием «прогресс» (вопросы о возможности прогресса в культуре, о его критериях неоднозначно трактуются представителями различных научных течений.
Если признавать прогресс, как сумму превышения позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе над негативными (в противном случае мы имеем регресс), то можно различать постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый выступает как реформа – частичное усовершенствование в какой-либо сфере культуры, не затрагивающее ее основы; второй – как революция, т.е. комплексное изменение всей совокупности (или большинства) сторон общественной жизни, переход на качественно новый уровень.
В практике социокультурной жизни возможна ситуация, когда изменение одних частей культуры происходит быстро, а других - медленно; эту ситуацию в науке определяют понятием «культурный лаг». С ним связано тесно понятие «культурное запаздывание», которое фиксирует те состояния обществ и культуры, когда духовная культура не успевает приспособиться к опережающему развитию материальной культуры (так, рыночные реформы в России опередили по темпу изменения ценностных ориентаций в сознании россиян).
Активное расширение сферы влияния какой-либо национальной культуры за ее пределы, широкомасштабное проникновение ее ценностей в другую культуру получило название «культурная экспансия». Явление это закономерно в условиях постиндустриального, информационного общества, темпы ее в современной культуре ХХ века велики. Существует определенная опасность для национальных культур в том, что происходят не просто отдельные культурные заимствование, но широкомасштабное проникновение чуждых ценностей, которое порождает существенные деформации в принимающей культуре. Поскольку наиболее активно заявляет о себе в современно мире американская культура, то ученые говорят сегодня о процессах вестернизации, исследуют последствия этого явления – а правительства многих стран реализуют программы ограничительных мер в целях противостояния этому явлению.
Культурная экспансия и вестернизация выступают как частные случаи модернизации. Понятием этим в ученые в целом объясняют процесс перехода от стабильного «традиционного» общества к непрерывно меняющемуся, современному. Проблемы модернизации в современной науке связывают с проблемой формирования современного общества в разных странах и регионах под непосредственным влиянием социокультурных контактов с существующими центрами рыночно-индустриальной культуры. В ходе этого происходит усвоение таких ценностей и достижений, как: рационализм, расчетливость, урбанизация, индустриализация и др.
Процессы интеграции наций в мировую системы в связи с развитием современных транспортных средств, СМИ, экономических связей и др. получили в современных общественных науках название «глобализация». Резкая активизация общения между странами, народами, культурами благодаря открытости границ; межкультурные заимствования в различных областях жизни и усвоение единообразных культурных образцов характеризует глобализацию культуры в современном мире – и вызывают необходимость оценивать ее с точки зрения влияния на национальные культуры.
Общечеловеческая культура может существовать и существует в современном мире как взаимодействие, взаимовлияние ее национальных форм. Глобализация негативной своей стороной несет угрозу утраты культурной самобытности, культурной идентификации. Эти ее особенности порождают необходимость формирования системы мер по сохранению культурного генофонда всего человечества и каждой отдельно взятой страны.
3.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12009-02-25 19:21:16
Страница: 1