Типология культуры.
Термин «культура» обозначает и общность, которая характеризуется особым набором норм, ценностей и смыслов (такую, как этнос, нация, племя) и общий уровень развития конкретного общества, его просвещенности и рациональности и некоторые другие аспекты общественного бытия. Бесконечная сложность и многообразие действительных обществ требует как-то упорядочивать это разнообразие, ограничивать сложность познаваемых предметов.
Типология или классификация является методом научного познания, который применяется для изучения крайне разнородных по составу множеств объектов в целях их упорядоченного описания и объяснения. Она опирается на признаки, существенные для данных предметов, на выявление сходства и различия изучаемых объектов, стремится отобразить строение исследуемой системы, выявить ее закономерности, что позволяет предсказать существование неизвестных пока объектов.
Основой построения типологии культуры является основание или ведущий признак, который и позволяет объединять различные культуры в группы и различать их по наличию или отсутствию данного признака. Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией, т.е., в конечном счете, действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем (обществом, которое он представляет). Этим объясняется существование различных типологий, классификаций, каждая из которых имеет право на существование в качестве идеальной модели, некоего упрощения, образа-схемы (поскольку реальная действительность всегда сложнее)
Поскольку типология культур предполагает их классификацию по определенным признакам, то естественно, что современное культурологическое знание представлено различными типологиями.
Этническая (или народная) культура – это культура людей, связанных общностью происхождения и совместной трудовой деятельностью и включающая в себя одновременно материальную и духовную культуру. Ее истоки восходят к синкретизму (слитности, нерасчлененности) первобытной культуры с характерным для нее мифоэпическим восприятием мира. Это в значительной мере дописьменная культура, для которой характерны местная ограниченность, обособленность и самодостаточность.
Народная культура лишена авторства, она анонимна; развивается она как коллективное творчество на основе традиции и преемственности, тесно связана с породившим ее укладом жизни, с творчеством народных умельцев, с художественными промыслами.
Национальная культура объединяет людей, живущих на больших территориях и не обязательно связанных кровно-родственными отношениями. Становление и развитие ее представляет собой неизбежное следствие становления наций в период становления капитализма, индустриального типа цивилизации, единого рынка труда, товаров и капиталов, городского образа жизни. Это письменная культура, творцами которой является образованное меньшинство. Ее ценности лежат преимущественно в духовной сфере.
Своеобразие как этнических, так и национальных культур проявляется и в духовной (верования, язык, искусство и т.п.), и в материальной (особенности ведения хозяйства, способы производства и т.д.) областях.
Локальными называют культуры, развитые на отдельных, относительно обособленных территориях и мало связанных с соседними культурами. К их числу относят культуры примитивных народов Африки, Азии и Америки, которых осталось совсем немного.
Те культуры, которые стоят особняком и обладают определенными особенностями, могут быть названы специфическими. Они не имеют универсальных черт, характерных для большинства развитых культур (например, культуры стран тропической Африки).
Культуры, которые тесно связаны с окружающими и содержат в себе их признаки и черты, называют «серединными». Такие культуры (например, русская) формируются в результате синтеза культур народов, которые совместно проживают в пределах больших географических регионов. Этот тип культуры имеет доминантное ядро, в виде которого выступает культура какого-либо великого народа или религия. Серединные культуры подвержены перекрестным воздействиям и культурной ассимиляции. Ученые считают, что это делает их более разнообразными и тем самым более устойчивыми и жизнеспособными.
В ХХ веке национальные культуры разделяются на две части – элитарную и массовую. Под элитарной подразумевается культура, которая создается и используется элитой общества – избранными людьми, ярко и нестандартно проявляющими себя в той или иной области социально значимой деятельности.
Массовая культура создается для широких масс «индустриальным», конвейерным способом. Она ориентирована своим содержанием на усредненного потребителя духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. На Западе массовая культура часто обозначается как «масс-медиа», что обозначает приблизительно массовая культурная среда. Масс-медиа возникает на основе техники массовых коммуникаций – радио, кино, телевидения. Ее типичным воплощениями стали широко распространяющиеся в последнее время телесериалы, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу. На передний план выдвигается развлекательная функция, акцент делается на эмоции, чувственность (порой примитивную) публики – массы.
Но в массовой культуре не все «антихудожественно». Здесь встречаются и шедевры в своем роде, скажем романы Дюма, Конан Дойла, или фильм о легендарном Штирлице. Среди направлений и проявлений массовой культуры, кроме художественного выделяют и другие: массовая образовательная школа, система государственной идеологии и пропаганды, массовые политические движения и др.
В последнее время социологи и культурологи все чаще анализируют такой феномен, каковым является субкультура, которая занимает подчиненную позицию в обществе. Она представляет собой систему ценностей, средств выражения, стилей жизни, групповых норм, создаваемых социальной группой., которая противостоим доминирующей, господствующей культуре. Таковыми являются, например, молодежная субкультура, субкультура преступного мира. Субкультурные ориентации не означают отказ от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь определенные отклонения от нее. Появление их связано с дифференциацией (расслоением) общества по определенным признакам.
В некоторых случаях в рамках субкультурной общности вырабатываются ценности, нормы, стандарты поведения, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. (как пример – движение хиппи во второй половине 60-х годов). На их основе формируется контркультура. Например, преступная банда руководствуется определенными нормами и правилами поведения, но они противоположны, враждебны тем, которые разделяет большинство общества с ценностями и нормами доминирующей культуры.
С другой стороны в наше время резко проявляется тенденция укрупнения культур. В науке появилось понятие «культурная универсализация», обозначающее уплотнение системы межкультурной коммуникации в направление создания единой всемирной культуры. Эта тенденция возникает под влиянием развития средств массовой информации, информатизации и глобализации.
Основное типологическое различие культур заключается в их делении на восточные и западные. Для восточного типа культур характерно преобладающее влияние мистики и религии, для западного – философии и науки. Восточные цивилизации более древние. Западный тип впервые появляется в Древней Греции около 3 тыс. лет назад. Данное деление не является жестким. Существуют промежуточные типы культур, к одному из которых относится культура. России.
Две группы концепций, представители которых имеют особые позиции во взглядах на историю человечества:
1. Единой истории человечества не существует; история осуществляется в смене культур, каждая из которых живет своей собственной, самодостаточной, обособленной жизнью (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, Л. Фробениус, А. Тойнби и др).
2. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Монтескье, И. Кант, И.Г. Гердер, В. Соловьев, К. Ясперс и др.)
Применение различных классификаций к анализу конкретных культур (например, культуры России) дает возможность рассмотреть их во всей полноте и своеобразии.
(См. учебник под ред Н. Багдасаоьян)