Когда мы рассматриваем культуру как присущую человеку особенность, то обращаемся к главным областям деятельности и взаимоотношений человека: человек и природа, человек и общество, человек и человек.  Особенности их фиксируются культурологами в понятиях «природное», «социальное» и «психическое», как составляющих понятия «культура».
ПРИРОДНОЕ - это понятие характеризует совокупность естественных условий существования человека, которые влияют на человека как субъекта социальной жизни, на формы  его организации (изменения человека как биологического существа входят в поле исследования других наук, например, биологии).
Климат, рельеф, почвы, водные ресурсы, флора и фауна в совокупности имеют разнообразные аспекты влияния на  культуру:                                                                         
• они обуславливают трудовую деятельность человека (ее направления и темпы развития); восприятие человеком пространства и ритма жизни;  традиции и в целом менталитет народа;
• они могут служить естественной оборонительной системой для страны;
• в менее благоприятных условиях народы  могут вырабатывать такую культуру производства и такую систему связей, которая позволяет выжить и процветать;
• на стадии первоначального развития различных социумов географическая среда наложили достаточно ощутимые отпечатки на культуру - и они закрепляются, получают автономность и способны воспроизводиться потом независимо от географических условий;
• по мере развития человека как социального субъекта влияние географических факторов ослабевает (благодаря развитию науки, техники и т.д.) - и это может определять социокультурные различия у народов - соседей.
               СОЦИАЛЬНОЕ - это понятие характеризует качественно новое, особое, специфическое для человека свойство жизнедеятельности, процесс и результат освоения и активного воспроизводства социального опыта.                                                                                                 
Человеку, как и всему живому присущ процесс обмена с окружающей средой, все живое испытывает необходимость адаптации к окружающим условиям (поскольку только тогда возможно выживание в данной среде).   Но если у животных это происходит, преимущественно, посредством инстинктов и рефлексов, то человек  имеет принципиально иные механизмы организации жизнедеятельности.
Способом ориентации человека в окружающей среде является СОЗНАНИЕ, именно оно придает жизни особое состояние - социальное. Сознание есть особая, присущая человеку способность отражать и активно преобразовывать мир. Кроме того человек обладает ПОТРЕБНОСТЯМИ как необходимостью определенных благ для существования и развития в данной внешней среде (природной и социальной). Они побуждают человека к определенным усилиям и, в конце концов, приобретают характер, смысл как цели деятельности.
В жизненных благах нуждаются и животные, обитающие в природной среде,  но у них преобладают потребности развития организма (т.н. витальные), и животные направляют усилия на преодоление голода и жажды, усталости, на достижение удовольствия и т.д. В ходе эволюции происходит социализация человека, и витальные потребности, окультуриваясь и содержательно меняясь, дополняются целостной,  многомерной системой потребностей, которые обеспечивают развитие и существование человека в социуме. Автором  одной из общепризнанных классификаций базисных потребностей человека является А. Маслоу (социолог и социальный психолог, США), который  выделил несколько их видов:
1) физиологические потребности: воспроизводство людей, пища, дыхание, одежда, жилище, отдых и др.;
2) потребности безопасности и качества жизни: стабильность условий существования, уверенность в завтрашнем дне, безопасность существования и т.д.;
3) социальные потребности: привязанности,  принадлежность к коллективу, общение, забота о других и внимание к себе, участие в совместной трудовой деятельности и др.;
4) потребности престижа: уважение со стороны «значимых других», служебный рост, статус, признание и высокая оценка;
5) потребности самореализации и творческого самовыражения.       
В реальной жизни потребности сочетаются, совмещаются, а иерархия их определяется: 
- культурой общества (принятой в нем системой ценностей);
- типом личности, его культурой;
- конкретной социальной ситуацией, в которую вовлечена личность.
ПСИХИЧЕСКОЕ – это понятие, характеризующее процесс  порождения, формирования и развития  психики в ходе взаимодействия индивида с окружающим миром. Психика раскрывает единство человека и мира, сознания и деятельности является одной из составляющих типа личности, его культуры. Процесс этот имеет определенные характеристики, которые оказываются востребуемыми при анализе той или иной культуры как жизнедеятельности человека: 1) не задан изначально полностью, 2) непрерывный, 3) пластичный.