Вопрос о методологии культурологических исследований требует отдельного рассмотрения, потому что методы, в определенной степени, конструируют культурологическое знание.
Метод (от греч. мethodos – путь исследования) – это способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
Множественность культурных миров, процессов и явлений предполагает, что исследователи будут опираться на самые разные методологические посылки и использовать разнообразные методики сбора информации о культуре, ее анализа и способов интерпретации.
В культурологических исследованиях своеобразно преломляются как общенаучные методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение и др.), так и методы частных наук (социологические, психологические и др.), обогащая познание культуры.
Например, типологизация как научный метод активно используется для изучения множеств культур в целях их упорядоченного описания и объяснения (См. тему «Типология культуры»); а принцип моделирования (от лат modulus – мера, образец, норма) применим для исследования культурных явлений с целью определения или улучшения их характеристик, оптимизации способов их построения, управления и т.п.
Отбор методов с учетом их способности разрешать аналитические проблемы общекультурного плана сопровождается их трансформацией и особой интерпретацией в рамках исследования культуры. Культурология, являясь интеграцией социального и гуманитарного знания, пользуется комплексами познавательных методов и установок. Нередко они выступают как обоснованные подходы, каждый их которых имеет свою развернутую аргументацию и определенные теоретико-познавательные возможности.
Логично рассмотреть эти подходы в соответствии с этапами развития культурологического знания:
дескриптивно-классифицирующий (от лат. descriptio – описание) или описательный  преобладал на ранних этапах научного познания культуры, когда  культура представлялась как сумма многообразных фактов и явлений жизни людей (исследования Дж. Фрезера, Э.Б. Тайлора), а их функции и причинно-следственные связи между ними  не выявлялись ;
сравнительно- исторический оказался более значимым на этапе сопоставления разных культур (или конкретных областей культуры), он позволяет выявлять общее и особенное в их развитии и причины этих сходств и различий ; в современной культурологии используются термины – аналоги компаративный (от лат. comparatius – сравнительный) или кросскультурный;
морфологический (от греч. morphe – форма и  logos – учение) начал применяться на этапе выявления определяющих особенностей культуры - ее важнейших структур и образцов (традиционных институтов, мировоззренческих особенностей и др.); 
системный (от греч. systema – целое) в рамках которого культура рассматривается как целое, складывающееся и функционирующее во взаимодействии  (Л. Уайт, Б. Малиновский, П. Сорокин и др.);                                                                                         
структурно-функциональный, применяемый при анализе культуры как целостности, в которой каждый элемент культуры имеет определенное функциональное назначение;   
синэргетический, который дает возможность понять культуру как возникновение порядка из хаоса на основе принципа самоорганизации культуры;
В целом же необходимо отметить, что культура как сложный процесс может быть понята только в условиях плюралистического понимания всего накопленного в области ее знания.