Есть события и факты, которые относятся к миру естественных порядков природы – и те, которые порождены людьми. В отличие от других существ, обитающих на Земле, человеку не присуща детерминированная инстинктами программа развития, ее место занимает культурно-целесообразный (социальный) способ жизнедеятельности. Человек способен создавать культуру как искусственный мир, отличный от мира природы (но, с другой стороны, неразрывно связанный с нею).
Начала осмысления культуры мы  находим в древнейших обществах, которые использовали определенные системы ценностей и смыслов, норм и традиций, знаков и знаковых систем для обобщения, закрепления и передачи  опыта, для коммуникации и регуляции поведения своих членов. Основания культурологической мысли обнаруживаются в форме мифа, рожденного на стадии господства архаического сознания.  Но только с дифференциацией духовной культуры на специализированные формы (искусство, религию, философию, мораль и др.) культурологическая мысль древности обретает черты культурологических учений, т.е. внешние признаки систематизированного нормативного знания.
Познание культуры начинает оформляться в качестве специфической сферы гуманитарного знания  в трудах Дж. Вико (1668-1744), И.-Г. Гердера (1744-1803) и Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). На рубеже XIX-XX вв. и в XX в. многообразие культурных форм и особенностей образа жизни исследуется  в различных теоретико-методологических вариантах, таких как: культурная и социальная антропология, психологическая антропология, этнопсихология и др.
Культурная антропология или этнология (название науки о культуре, принятое в США) представляет собой область сравнительных исследований культур различных народов: становление норм и обычаев,  поведение человека, сфера быта, системы родства,  социальные, экономические и др. особенности  жизни традиционных обществ.
Атропология социальная (название культурно-антропологического знания в Европе, прежде всего в Англии и Франции)  исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации его и ряд других вопросов.
Психологическая антропология (выделилась в 30-е годы ХХ в. из культурной антропологии) акцентирует внимание на взаимодействии личности и культуры различных типов; основным предметом является исследование того, как индивид чувствует, познает и действует в условиях различного культурного окружения.
Термин «культурология» (происхождение его связывается с именем американского антрополога Л Уайта), за последние 2-3 десятилетия закрепился в России за наукой, формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Она представляет собой  систему знаний о сущности культуры, о наиболее общих ее закономерностях,  структурах и способах постижения. 
Предмет исследования культурологии  - происхождение, функционирование и развитие культуры как специфически человеческой формы (способа) жизнедеятельности человека, качественно новой по отношению к предшествующим формам организации всего живого на земле. Предметные области исследования можно представить следующим образом: 
• вещный мир (как организованная совокупность материальных объектов, созданных людьми и обладающих относительной независимостью и устойчивостью существования);
• область идей и образов (идея - как отвлеченная мысль, форма освоения мышлением действительности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и деятельности; образ – как идеальная форма отображения предметов или явления в их непосредственно наблюдаемой форме);
• содержание деятельности (представлено как технологии, способы их организации и регулирования);
• содержание социального взаимодействия (представлено как потоки информации и нормативное регулирование социального поведения);
• ценностные критерии (как признаки, на основании которых производится оценка, средства проверки).
Культуролог, исследуя культуру как специфически человеческий способ жизнедеятельности, ставит основной целью «понимание того, как происходит формирование и становление явлений и событий культуры; что в культуре повторяется, а что остается уникальным и почему; в каком направлении и по каким причинам осуществляются культурные процессы» (Э.А. Орлова).
Для достижения цели необходимо поставить и разрешить ряд задач, которые будут иметь свои особенности для ученого-исследователя и для студента, изучающего культурологию.
Задачи культурологии как науки:
1) осознать историко-культурный процесс; 
2) прогнозировать его; 
3) управлять им.
Для этого необходимо:
а) выявить базовые характеристики культуры, присутствующие во всех известных культурах человечества (язык, знания, ценности и др.), которые ответственные за  сохранение и передачу социального опыта человеческой деятельности 
б) изучить факторы, которые обуславливают динамику (изменение) культуры;
в) исследовать последствия изменений в культуре.
Задачи культурологии как учебной дисциплины:
• изучить основные понятия, области культуры
• ознакомиться с основными направлениями, школами, теориями
• знать основные этапы и закономерности развития мировой и отечественной культуры
• осознать современные проблемы сохранения и наиболее эффективного использования наследия, его взаимодействия с новациями.