Содержание современного этапа реформирования России определяется  объективными потребностями принятия новой модели общественного устройства.  Господствующий десятилетиями в стране принцип "социоцентризма"  определял  мощное  воздействие государства и его органов управления на социальную систему, сверхмонопольное  производство  и отсутствие свободной конкуренции, что в итоге оказалось крайне неэффективным.  Общество  охватил кризис,  который затронул политическую, экономическую и духовную сферу.  Перестройка общественной жизни означала развязывание инициативы людей,  поиск новых идей и методов,  средств  и способов деятельности.
Основными средствами глубоких и радикальных изменений являются смешанная экономика, динамически изменяющееся гражданское общество, политический и идеологический плюрализм, станов-
реальных прав и свобод личности, что означает качественное изменение сложившейся совокупности общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. Разные формы собственности порождают уклады жизни, сопровождающиеся становлением соответствующей морали,  новых ценностных ориентаций,  норм и правил жизни. Т.о. реформирование общества означает в более широком аспекте изменения практически всех сфер и  областей культуры современного российского общества.
Особенности современной социокультурной жизни. Ее отличает высокая степень динамизма и напряженности: разрушаются ключевые элементы, на которых держались ее предыдущие порядки, а общепринятые основания новых форм социальных отношений еще не сложились.  В условиях, когда еще не достигнуто согласие людей  по  коренным вопросам социального и политического переустройства, либерализация цен, обвальная приватизация, а также отказ от традиционной роли  государства,  которое обеспечивало не только целостность и единство страны, но и духовное развитие входящих в нее народов,  приводят к издержкам и потерям во всех социокультурных процессах.
В ходе  реформирования в обществе происходит резкая поляризация населения под давлением социально-экономических преобразований. Исследователи отмечают,  что реформы принесли улучшение 10 - 15 %  населения:  слои "новых  русских"  составляют коммерсанты и предприниматели, высококвалифицированные специалисты производства и часть интеллигенции, бюрократическая верхушка и мафиозная прослойка общества.  Не имея затруднений материального плана, эти группы тем не менее испытывают психологический дискомфорт, так как им не гарантировано сохранение их завоеваний и интересов, они не уверены в стабильности существующего порядка.  На другом полюсе, составляющем по оценкам специалистов от 15 до 20 % населения, находятся многодетные и неполные семьи, одинокие пенсионеры, беженцы, инвалиды и сироты, а также безработные люмпены.
Для этой и другой большой  группы  населения,  включающих работников  бюджетных  отраслей,  работников  низкой и средней квалификации,  большинство молодежи, военных, не имеющих гражданской  специальности и пенсионеров,  характерны существенные изменения в морально-психологических  сторонах  сознания.  Они связаны  с  отсутствием  перспектив на будущее,  что порождает чувство собственного бессилия,  апатию,  а потеря  позитивного взгляда  на  жизнь  ведет  к  политической индеферентности или скептицизму. Это вызывает  у многих россиян две наиболее распространенные реакции: общую деморализацию части населения, уходящую в пьянство и наркоманию, и агрессию, как типичное поведение многих людей, нередко проявляющуюся как противоправное и криминальное поведение.
Эти явления вызваны колоссальной ломкой старых  ценностей культуры, стереотипов мышления и поведения,  существовавших на протяжении десятилетий,  в связи с переносом на почву  русской культуры идей рыночной экономики,  правового государства,  парламентской демократии и др., имеющих качественно другую собственную социокультурную основу.    Как отмечают исследователи "...постсоветский человек  отторгнув большинство ценностей коммунистической эпохи,  нередко ощущает себя вне истории - как отечественной,  так и  мировой, ...начинает свою жизнь как бы с нуля, с той лишь разницей, что советского человека насильственно  отлучали  от  отечественной традиции и мирового опыта,  а постсоветский человек еще не успел обрести внутреннюю связь ни со "своей"  старой  традицией, ни с "чужой" (зарубежным опытом).
Поверхностное, некритическое восприятие и усвоение западного опыта в совокупности с отсутствием  подлинной  готовности общества и каждой значимой личности правильно принять модернизацию, порождает у многих неограниченную жажду потребительства и личностного достижения. Место недавней политизации и идеологизации занимает в  настоящее  время  грубая  коммерциализация всех сфер жизни,  в том числе и таких, которые никогда не были источником доходов ни в одной стране мира. А ведь для традиционной русской культуре чисто материальные интересы и стимулы,  а также стремление индивидов к личной выгоде никогда не были характерны,  напротив, преобладали цен-
ности коллективизма и духовно-нравственной жизни. 
На самом высоком уровне кризисные явления в социокультурной  сфере проявляются как отсутствие некой объединяющей социальной идеи,  которая может стать толчком к дальнейшему осмыслению социального творчества народа.  Согласно данным социологических исследований более половины населения - 54 % не верит ни в одну из социальных доктрин;  более 10 % признают прогрессивность буржуазного общества;  а 15 %  считают, что у капитализма равно и недостатков и преимуществ. При значительном уменьшении сферы социального в настоящее время возрастает значение сугубо  индивидуалистических  ценностей, что имеет специфическую особенность, которую исследователи отличают таким образом:  "ориентация на частную жизнь, на благополучие  семьи и достаток при слабо выраженной,  остающейся на периферии сознания ориентации на собственность".
Исследователи считают,  что  люди  не  считают  для  себя сколько-нибудь значимым такие ценности как  прогресс,  равенство, терпимость; крайне слабо актуализированы ценности профессионализма,  и понятно,  что "высокий рейтинг труда очень мало связан с содержание этого труда,  его качеством,  уровнем мастерства,  представлением о жизненном призвании и самоутверждении". А ведь если рост человеческих потребностей не сочетается с ростом потребностей в новых видах труда, воспроизводства, квалификации,  то несоответствие это порождает потоки дезорганизации и конфликты.
Закономерным видится  в  условиях  размывания  ценностных ориентаций в  обществе  распространение религиозной идеологии, которая заполняет образовавшуюся духовную пустоту  в  тот  момент, когда усиливается потребность человека в духовном. Общий процесс религиозного возрождения затронул не только традиционные конфессии, но вызвал к жизни в России многочисленные секты.
Современное состояние  культуры России нельзя считать безысходным:  оно достаточно типично для кризисных, переменных этапов жизни общества; к тому же гуманистический потенциал русской культуры достаточно  высок  для  преодоления негативных тенденций в обществе и культуре.      Ведущие культурологи страны указывают,  что "происходящие в России процессы модернизации общества и культуры сопровождаются активными действиями социальных классов и групп,  направленными на  изменение жизненных  условий и поисками способов и средств адаптации к подобным изменениям". Это закономерно, так как неустойчивость состояния экономических и социальных отношений, противоречие  жизненных основ различных социокультурных групп порождают серьезные  проблемы  в  деятельности  основных институтов воспроизводства ценностей и норм культуры (семья, школа и др.)в стране, надежды на их социализирующую роль в  этот  период  иллюзорны.
Проблема в том, что в предыдущий  исторический период сформировался  специфический социокультурный тип личности, который требует модификации в период изменений; он вобрал в себя как традиционные черты русского человека так и негативные, взросшие на основе их в советский период,  такие  как уравнительность и иждевенчество, социальная пассивность  и  безответственность,  ориентация  на прекрасное будущее  и  отношение к настоящему как к чему-то не стоящему внимания. Результаты социологических и социально-психологических  исследований свидетельствуют о складывании новообразований в сознании и поведении различных групп населения в ходе развития рынка. Все чаще на первое место выдвигаются ценности потребления, что особенно характерно для молодежной среды; ярче проявляется направленность на личную выгоду в различных жизненных ситуациях.  Одной из главных  побудительных  сил деловой активности,  наряду с желанием разбогатеть, становится желание выделиться, стремление к элитарности. Эти приметы времени,  а также интенсивное "размывание" в сознании людей простых норм нравственности,  таких как доброта, , вежливость милосердие, порядочность, честность, ответственность, ставят проблему нейтрализации негативных последствий этих процессов. Несоответствие между сформировавшимися ценностями и объективными условиями воспроизводства государства и общества  препятствует процессам модернизации.
Исследователи подчеркивают: время требует качественно нового типа личности, имеющей высокий уровень мотиваций, осознающую самоценность индивидуальной свободы,  которая  по-разному реализуется в политике, экономике, духовной сфере. В отношениях внутри гражданского общества свобода выражается как равенство  в свободе равных;  в отношении личности и государства как равенство перед законом,  гарантирующим не противоречащую  ему свободу частной и публичной деятельности; в отношении к различиям,  к многообразию общественной жизни - как  терпимость  ко всему не отрицающему терпимость;  наконец, в экономических отношениях - как признание частной собственности в качестве  условия свободного развития человека.
С точки  зрения психологической готовности к преобразованиям необходимо культивировать такие особенности личности, как: хороший запас физической энергии,  высокий уровень психологической мотивации  к  улучшению своей жизни:  готовность рисковать;  опору на свои силы;  хорошую стартовую позицию, обеспеченную  в разном сочетании образованием, семейным воспитанием, связями.