2. Особого внимания заслуживают общие предпосылки культурной динамики (модели), поскольку фундаментальное осмысление процессов изменений, происходящих в обществе и культуре, позволяет применить теоретические знания в разных областях социального взаимодействия,  диагностировать и прогнозировать процессы, планировать конкретные стороны практики и управленческими мерами достигать определенных практических эффектов. Целесообразно рассмотреть несколько моделей социокультурной динамики, которые взаимодополняют друг друга в сложном неодномерном мире культуры.
Циклические модели социокультурной динамики. Идеи о повторяемости, обратимости изменений возникли уже в глубокой древности, когда человек  в процессе освоения мира осознал циклическую повторяемость в жизни природы и самого себя как части природы. Действительно, цикличность развития является законом биологического существования, и природа обладает ею в самых различных формах          (круговорот веществ в природе, смена суток и времен года, рождение и смерть живых существ и др.).
Непосредственно отождествляя культуру и природу, развивали  идеи циклического развития мыслители древности:  Аристотель, Полибий, Сыма Цянь, Аль-Бируни   и др. В течение последующих эпох историками и философами неоднократно предпринимались попытки выявить объективную закономерность в смене династий и форм государственного правления, в расцвете и упадке стран и народов. Так, в Новое время теорию круговорота в истории выдвинул Дж. Вико, выделяя в цикле существования любой нации три периода: «век богов», «век героев», «век людей». В течение двух последних столетий идеи цикличного развития получили разностороннее освещение. Остановимся на некоторых из них, наиболее известных.
В рамках марксистской концепции общественного развития была основательно разработана теория социально-экономических формаций,  которые последовательно сменяли друг друга (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая); основу смены их определяла диалектика производительных сил и производственных отношений, а движущей силой постулировалась классовая борьба.
Иные подходы к этой проблеме представлены в концепциях культурно-исторических типов русского социолога XIX в.Н.Я. Данилевского, который видел основы развития каждого типа в своеобразном сочетании четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического; а в цикле жизни  выделял четыре фазы, начиная с подготовительного периода складывания этнопсихической общности. В этом же ряду следует назвать имена известных европейских ученых О. Шпенглера и А. Тойнби, оказавших большое влияние на развитие культурологической мысли в XX в.
Крупнейший социолог ХХ века П. Сорокин считал основой социокультурной динамики изменения ценностной доминанты в культуре, так как именно ценность пронизывает культуру одним, основополагающим принципом, формируя ее как единство. Проанализировав огромное количество источников, эмпирического и статистического материала, он показал динамику смены трех типов культурных суперсистем: идеациональной, идеалистической и чувственной.
Цикличность в динамике этнических систем была прослежена русским историком и географом Л.Н. Гумилевым, создателем оригинальной теории этногенеза. Согласно его представлениям, нация (народ) является организмом, жизнь которого подчинена общим законам биосферы. Основой изменений или, как формулирует автор, пусковым моментом этногенеза является пассионарный толчок (от passio - страсть). Утверждая это, Л. Гумилев определял пассионарность как частное проявление того, что В.И. Вернадский назвал «биохимической энергией живого вещества биосферы», точнее, как остаток биогеохимической энергии после реализации индивидом элементарной жизненной цели, диктуемой инстинктом жизни. Вводя это понятие, ученый тем самым объяснял процессы возникновения, развития и исчезновения народов – этносов и порождаемых ими культур.
Изучая хозяйственные, политические процессы, закономерности развития науки и техники, ряд ученых пришли к идее волновых изменений (как проявления циклических). Так, выдающийся отечественный ученый Н.Д. Кондратьев разработал в 20-х годах ХХ столетия теорию длинных экономических  волн с периодом 48-55 лет, в рамках которого происходят среднесрочные 7-11-летние колебания, сочетающиеся с малыми циклами (3,5 лет).  Долгосрочные колебания экономической коньюнктуры обусловлены динамикой технических изобретений и открытий, их реализацией в производстве, а также изменениями в политической жизни. Значимость идей Н.Д. Кондратьева выходит за рамки экономических процессов: опираясь на его исследования, возможно рассматривать  совокупности колебательно-волнообразных движений, затрагивающих исторический процесс, а, следовательно, и культуру, в целом; прогнозировать как частные проблемы  (например, движение цен),  так и общие тенденции развития глобальных процессов в мире (международных кризисы др.).
Развивая идеи Н.Д. Кондратьева, австрийский экономист и социолог Й. Шумпетер  в опубликованном в 1939 г. двухтомным труде "Экономические циклы", указал на технические инновации как главный фактор цикличности динамики.: именно они способствуют изменению производства, появлению новых товаров, активизируют процессы накопления денежной массы.
Волновой характер изменений в истории человечества продемонстрировал Э. Тоффлер в работе "Третья волна". Полагая в основе  динамики технический прогресс, изменения в техносфере (включающую энергетическую базу, производство и распределение), он выделяет три стадии (волны): аграрную, индустриальную и информационную, указывая на ускоряющиеся темпы развития их. 
Эволюционные модели социокультурной динамики основаны на универсальном принципе   эволюции, который применим к разным объектам - к космосу как целому, к растениям, животным, людям, поведению, языку и историческим формам человеческой жизни и деятельности, к обществам и культурам, к системам веры и науки. Концепция эволюции была разработана Г. Спенсером, который рассматривал ее как особый тип последовательности необратимых изменений культурных феноменов, которые обусловлены необходимостью адаптации людей, организованных в общества, к их природному окружению. В современной науке рассматриваются три типа эволюционных концепций: однолинейная, универсальная и многолинейная.
В рамках однолинейной концепции в процессе эволюции человека и культуры ученые Э.Б. Тайлор, Л. Морган, Дж. Фрезер выделяли в последовательности три универсальных периода: дикость, варварство и цивилизация. Так, Э.Б. Тайлор как один из основоположников эволюционистского направления  понимал эволюцию как естественно-исторический процесс, происходящий по объективным законам в поступательном направлении, что предполагало возможность временного регресса. Рассматривая механизмы культурных изменений, ученый указывал на то, что материальная культура является производной от духовной, в сфере которой он особо выделял религию. Известный его труд «Первобытная культура» посвящен вопросам возникновения и эволюции религии.
Идея универсальной эволюции, заключающаяся в выявлении глобальных изменений, приводящих к развитию от простого к сложному, рассматривалась в истории науки разными учеными (Вольтер, Монтескье, Г Лессинг, И. Кант, И.Г. Гердер, В. Соловьев, К. Ясперс). Многолинейная эволюционная модель  признает множественность примерно равноценных путей социокультурного развития и отказывается от всеобщих законов эволюции.
Существенное расширение эволюционистских представлений происходило благодаря деятельности русских ученых - космистов: В.И. Вернадского, Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.Н. Бехтерева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского. В их работах вселенная и человек представали в рамках единой системы, эволюционирующей в космосе, подчиненной общим универсальным принципам, позволяющим констатировать тождество структурных начал и метрических отношений. А исследования А.Л. Чижевского, проведенные на основе идеи тесной взаимосвязи биосферы с космическими процессами, показали важные результаты: на большом, статистически достоверном материале была выявлена зависимость неорганических (климат, землетрясения), биологических (урожай, численность и миграции животных), а также психологических и социальных (самочувствие людей, эпидемии, несчастные случаи) явлений на Земле от изменения активности Солнца.
Разнообразие эволюционистских подходов обуславливается тем, что  в современном мире происходит усложнение культуры, ее дифференциация, возникновение новых культурных феноменов; появление новых подходов связано также с развитием кибернетики, теории систем, синтетической теории эволюции в биологии и др.
Синергетическая  модель  социокультурной динамики, обоснованная в трудах И.Р. Пригожина  и Г. Хакена, представляет собой неклассический подход к феноменам культуры, новое видение мира культуры, в котором она предстает в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы, как возникновение порядка их хаоса. И. Пригожин применил математические теории для описания динамических процессов в живом мире: стремление к порядку приводит к наименьшей напряженности системы, и в этом проявляется фундаментальный принцип жизни общества. Культура  есть результат стремления человека к упорядочению жизни вокруг себя посредством ритуалов, обрядов, традиций и т.п., ритмически повторяющихся и структурирующих человеческую жизнь.
Истоки подобных представлений обнаруживаются в далеком прошлом (например, в космогонических мифах древности), но формирование их оказалось возможным только в рамках современного научного знания.