В любом социуме есть аналогичные явления, которые выполняют определенные функции: например, нормы, общение, производство и др. Главная функция культуры - продуцировать ценности (прежде всего духовные), сохранять и воспроизводить их, передавать из поколения в поколение и обогащать. Для выполнения этих  задач возникли различные формы и способы культурной деятельности, которые приобрели постепенно самостоятельный статус и в современной культуре существуют как институты культуры (философия, искусство, политика и т.д.). Каждый их них специфичен, но в обобщающем смысле можно говорить о некоторых целостных функциях культуры.
Преобразующая функция. Человеку внутренне присуще,  вытекает из его природы  (т.е. имманентно) стремление к выходу за пределы наличной данности в преобразование  и творчество. Освоение и преобразование окружающей действительности является фундаментальной потребностью человека.
Нормативная функция.  Существует необходимость поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социокультурных групп. Общезначимые нормы призваны обеспечить определенность, понятность,  предсказуемость поведения. (юридические, технические, этические и др. нормы). Культура создает методы и критерии  оценки действий человека и таким образом формирует режим регламентированного, ранжированного поведения. Она также формирует эталонные, идеализированные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют  роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора  целей в жизнедеятельности человека.
Познавательная функция. Для воплощения в жизнь целей необходимы различные знания и умения. Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности (теоретические и практические). Процесс познания характеризуется отражением и воспроизводством действительности в мышлении людей, в результате происходит установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, ставших объектом  культуры. Любая культура стремится создать свою картину мира - и в этом ее смыслообразующая функция. 
Коммуникативная функция. Человек как существо социальное нуждается в общении с другими людьми для достижения различных целей. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем называется коммуникацией; основными каналами ее являются зрительный, речевой,  осязательный.
Информационная функция. Результаты социокультурной деятельности закрепляются, накапливаются, хранятся и систематизируются. Культура создает средства способы и средства сохранения и накопления социально значимого  опыта, целые информационные технологии. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, т.е. формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на  психофизиологическом уровне. (К. Юнг - об архетипах как врожденных психических структурных образованиях, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека).
Рекреативная функция проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои (духовные) силы, обновлять и приводить в  норму потенциал (театры, храмы, карнавалы, спортивные залы и др.)